Поэтапная работа логопеда

Поэтапное описание модели коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Автор: Апрыщенко Ирина Владимировна,

учитель-логопед МБОУ СОШ № 165 г.о. Самара 

 

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Причиной неуспеваемости  учащихся начальной школы часто являются нарушения устной и письменной речи разнообразного генеза, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Речевые нарушения -  серьёзное препятствие в овладении школьниками на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении программы. Это вызывает негативное отношение к учёбе, отрицательно сказывается на развитии личности, внутреннем состоянии школьников, формировании всей их психической деятельности. Для учащихся, испытывающих специфические трудности обучения, необходимо проводить занятия, направленные на коррекцию имеющихся и профилактику вторичных нарушений в развитии.

Логопедическая работа при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза будет строиться поэтапно:

1 этап – развитие языкового анализа и синтеза

2 этап – развитие слогового анализа и синтеза

3 этап – развитие фонематического анализа и синтеза

При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза целесообразно использовать следующие методы:

Практические:

  1. Упражнения – это многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий.

- Подражательно – исполнительские

- Конструирование

- Упражнение творческого характера

2. Игровой метод – использование различных компонентов игровой деятельности.

3. Моделирование – это процесс создания моделей в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Наглядные методы:

  1. Наблюдение
  2. Рассматривание рисунков, картин
  3. Показ образца задания, способа действия

Словесные методы:

  1. Рассказ
  2. Предварительные, итоговые и обобщающие беседы

Какие задания можно давать на каждом этапе.

1 этап работы – развитие языкового анализа и синтеза

Этот этап включает в себя работу над предложением: развитие умения анализировать предложения на слова, различать самостоятельные языковые  единицы, конструировать различные виды предложений, работа с текстом без точек и заглавных букв.

Основная задача на данном этапе работы: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последовательность слов в предложении, умение видеть начало и конец предложения.

Работа над предложением ведётся параллельно с работой над словосочетанием, чтобы дети умели дифференцировать понятия. Даётся понятие «слово».

Работа над предложением начинается с простого нераспространённого предложения. В начале работы важно дать понятие, что такое предложение. Здесь могут быть предложены следующие виды работ: детям предлагается предложение «Девочка читает сказку». Затем задаются вопросы: «Вам понятно, что я сказала? (Понятно). Про кого вы узнали? (Про девочку). Что вы узнали про девочку? (Девочка читает). Что она читает? (Сказку).

Далее детям предлагаются три слова, не связанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка. Далее даётся объяснение, что между словами нет согласования, они не составляют предложение. «Попробуйте сделать вывод, когда получается предложение?»

Затем предлагается рассмотреть картинку и составить предложения, состоящие из 2 слов, поставить вопрос к каждому слову в предложении и ответить на него. Затем предложение разбирается графически.

Так как сначала рекомендуется дать понятие «слово», затем «словосочетание» и только потом «предложение», то самые первые занятия посвящены «слову».

Предлагается составить вместе с детьми предложение, добавляя каждый раз по одному слову, начинается с двух слов. Дети должны увидеть, что чем больше слов в предложении, тем больше они узнают.

На этом этапе работы повторяется, что есть слова, которые обозначают предмет, действие предмета. Повторяется графическое изображение предложения. (Всё это дети узнают на уроках русского языка). Начало предложения показывается уголком, а конец обозначают точкой. Всё повторяется.

Затем проводится работа над интонационной оформленностью предложения. Детям даются понятия об интонационной законченности предложений. Чтобы правильно передать смысл рассказа очень важно уметь правильно произносить предложения, делая остановку в конце предложения, и обращать внимание на то, как «взлетает» и «понижается» голос, т.е. повышается и понижается интонация. Тренировочные упражнения на определения конца предложения. Дети поднимают карточку с точкой, если предложение закончено.

Когда дети усвоили понятие «слово», «словосочетание», «предложение» предлагаются задания:

  1. Анализ предложения в два слова.

Задание: Сосчитайте сколько слов в предложении.

Маша мала. Дима играет. Маша упала. Папа устал. Мама шила. Нина спала. Кот спит. Настала ночь. Мышки играют. Дома тихо.

Задание: Укажите первое и второе слово в предложении.

Лето прошло. Дует ветер. Листья упали. Наступила осень. Птицы улетают. Идёт дождь.

Задание: Составьте предложение по данному образцу.

Мальчик сидит. Мама   … . Кошка … . Белка … . Собака … . Маша играет. Лида … . Миша … . Зайка … . Рыбка … .

Задание: Составить предложения в два слова по данному образцу.

Мальчик пишет. … поёт. … играет. … учится. Сима рисует. … читает. … прыгает. …пишет. …упала.

Задание: Придумайте предложение в два слова.

  1. Анализ предложений в три слова.

Задание: Сосчитайте сколько слов в предложении.

Сима читает книгу. Мама варит еду. Кошка ловит мышку. Валя ест кашу. Девочка моет посуду. Маша делает уроки.

Задание: Укажите на каком месте стоит каждое из слов в предложении.

Вот наша школа. Таня читает книгу. Петя отвечает урок. Боря рисует яблоко. Москва – любимый город.

Задание: Составьте предложение по данному образцу.

Юра держит мяч. Ваня купил … . Женя решил … . Люба метёт … . Собака грызёт … . Нина кушает … .

Таня ловит мяч. Дедушка льёт … . Курица снесла … . Лошадь везёт … . Корова … .

Задание: Составьте предложение по данному образцу.

Дети пускают лодочки. … купила книгу. … наряжает куклу. … поймал птичку. … пошла гулять. … любит мороженое.

Задание: Придумать предложение в три слова.

  1. Анализ предложений в четыре слова.

Задания даются аналогично предыдущим.

  1. Распространение предложений, увеличивая количество слов.

Задание: Составьте предложение сначала из трёх слов, затем из четырёх, пяти, более слов, если уже дано предложение из двух слов.

Образец: Девочка чистит. Девочка чистит картошку. Девочка чистит картошку ножом. Девочка чистит крупную картошку ножом. Девочка рисует. Мальчик моет. Таня читает. Коля делает.

Задание: Прослушайте предложение. Каждое предложение увеличьте на одно, два, три, четыре слов.

Оля читает.  Дети собирали. Лена подарила. Машина проехала. Вова ел.

Задание: Подберите к вопросу слово так, чтобы получилось предложение. Посчитайте количество слов в последующем предложении.

Например:

Учитель:                                                                Ученик:

Кошка, что делает?                                           Лакает. Кошка лакает.

Какая кошка?                                           Серая. Серая кошка лакает.

Что лакает кошка?                                   Молоко.Серая кошка лакает молоко.

Какое молоко лакает кошка?                           Вкусное. Серая кошка лакает вкусное молоко.

Сколько слов получилось?                               В предложении получилось 5 слов.

Задание: Прослушайте предложение. Каждое предложение сократите до четырёх, трёх, двух слов. Назовите главные слова в предложении. Распространите короткое предложение самостоятельно.

Зимой часто дуют холодные ветры. Летом часто идут проливные дожди. Дедушка рассказывал ребятам интересные истории. Вечером пастух гонит коров домой. Гусеницы приносят большой вред нашим огородам. Зимой деревья часто покрыты серебристым инеем.

  1. Составление графических схем предложения.

Задание: Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней своё предложение.

Оживают деревья. Почки набухают. Моросит дождь. Загремел гром.

Задание: Составьте графическую схему предложения и придумайте по ней своё предложение.

Кролик живёт у Маши. У Алёши поднялась температура. Старик жил у моря. Ребята загорали у реки.

Задание: Составьте предложения по предложенной схеме (предлагается 4-5 различных схем).

  1. Определение места слов в предложении.

Задание: Определите, какое по счёту место занимает  указанное слово в предложении.

Нина спит. (спит – второе слово)

Вера читает. Сима ест. Мама шьёт. Мила мыла куклу. Я встаю рано утром.

(до 7 слов в предложении)

Также детям можно дать сосчитать все слова в предложении.

  1. Выделение из текста предложений с определённым количеством слов.

Задание: Подними руку, когда услышишь предложение, состоящее из двух, трёх, четырёх, пяти, шести слов.

Настала осень. Целый день идёт дождь. Дует ветер. Наш садик голый. На земле лужи. Мама взяла зонт и пошла на работу.

Была зима. Дети были на пруду. Они делали из снега снежную бабу. У бабы на голове ведро. Во рту у бабы трубка. Глаза у бабы из угля. В руке у снежной бабы метла. Дети рады.

Задание: Поднять цифру соответственно количеству слов предъявленного предложения (предлагаются небольшие тексты).

Это были задания на развития языкового анализа и синтеза. Детей учили определять количество, последовательность, место слова в предложении. Задания построены по возрастающей сложности, от простого к сложному, исходя из принципов логопедической работы при устранении дисграфии.

Для закрепления данного материала детям предлагается самостоятельно придумать предложение по сюжетной картинке. Дети должны голосом показать, где предложение заканчивается. А далее даются задания на анализ предложений (2, 3, 4, 5 и более слов). Составление графических схем предложений и составление предложений по графической схеме, распространение и сокращение предложений, которые подробно описаны выше. При анализе предложений задания рекомендуются проводить в плане устной речи, а если ребёнку на начальных этапах трудно – опираться на загибание пальцев, многократное проговаривание предложений. Если задания выполняются в письменной форме – сначала анализируются устно и лишь потом приступают к письму.

2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза

Работа по делению слова на слоги, выделению гласных звуков. Вводится понятие «слог».

Работа по развитию анализа и синтеза должна начинаться с использования вспомогательных приёмов и средств, затем эта работа проводится в плане громкой речи и, наконец, слуховые представления, во внутреннем плане.

Основная цель данного этапа – научить детей определять слоговой состав слов, делить слова на слоги и выделять гласные звуки, которые и помогают правильно разделить слово на слоги.

В начале работы даётся понятие «слог». Слог – это часть слова, которая не заключает в себя смысла, когда слоги соединяются, получается слово.

Когда дети усвоят понятие «слог», начинается работа по формированию слогового анализа с опорой на вспомогательные средства.

Задание: Прослушайте слова и назовите первый и второй слоги слова.

совы                                           рана

кино                                           косы

вата                                            маки

кони                                           сало

ноги                                           Миша

Задание: Допишите слова.

ра…                                       но…                                       Зи…

во…                                       гу…                                        ла…

со…                                        ку…                                       жу…

Са…                                       лу…                                       Во…

Задание: Учитель называет первый слог одной из лежащих перед ним картинок, ученик добавляет второй слог и указывает названную картинку. Потом ученик называет первый слог по картинке, а учитель называет второй.

(Примерные картинки: слива, замок, гуси, лодка).

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении помогает устранить и предупредить такие ошибки, как пропуски гласных звуков, добавление гласных. А для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласный необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделение гласных из речи. Поэтому сначала даётся представление о гласных и согласных звуках, об их основных признаках их различия.

Затем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова: дети определяют гласный звук и место его в слове – начало, середина, конец слова.

После этого, как дети научились хорошо различать гласные и согласные звуки из слов различной слоговой структуры и усвоили основное правило слогового деления, переходят к закреплению слогового анализа и синтеза, где могут быть предложены следующие виды заданий:

- повтори слово по слогам

- подними цифру, соответствующую количеству слогов в слове

- назови первый слог из названных картинок и запиши его

- определи пропущенный слог в слове с помощью картинки

- найди в словах на слух первый слог, второй, третий

- составь слова из слогов

-составь слово из слогов, данных в порядке (беспорядке)

- выбери слоги и составь из них слова, запиши их

- выпиши из стихов слова сначала в один слог, потом в два слога, затем в три и четыре слога

- выдели из предложений слова, состоящие из определённого количества слогов: из 2-х слогов, из 3-х слогов, из 4-х слогов

 

3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза.

Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе. В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависит от его характера, положении в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

В связи с этими особенностями рекомендуются формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда – слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать, что всякое умственное действие происходит и проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план.

Рекомендуются задания:

- найти в слове первый слог и назвать в нём звуки

- найти в слове второй слог и назвать в нём звуки

- прослушать и назвать каждый звук в предложенных словах, составить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать их

- назвать все звуки в словах по порядку, прочитать и списать предложенные слова

- написать слова на слух

- прослушать и назвать первый, второй звуки в предложенных словах

- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две первые буквы

- прочитать и выписать слова с двумя согласными буквами в начале слова

- прослушать и назвать третий, четвёртый звук в предложенных словах

- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две последние буквы

- прочитать и выписать слова с двумя согласными в конце слова

- прочитать и найти три первых звука в предложенных словах

- списать и подчеркнуть две первые и две последние буквы в предложенных словах

- прочитать предложения и выписать слова с некоторыми согласными, стоящими рядом

В дальнейшем работа направлена на  закрепление фонематического анализа, синтеза, звукобуквенного конструирования слов:

- вставить пропущенные буквы в слова

- составить слова с различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать

- добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово

- подобрать слова с определённым количеством звуков

- преобразовать предложенные слова

- из данного слова составить другие слова

- от записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова

- слово – загадка

- составить графическую схему предложения

- разгадать ребус

- определить, что изменилось (какой звук убежал?)

- придумать самостоятельно слова по графическим схемам

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа и синтеза даётся опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. На протяжении всей работы логопед развивает всё более сложные формы фонематического анализа и синтеза, развивает зрительную и речеслуховую память, расширяет и уточняет словарный запас слов, поэтому гармоничное включение этих заданий в процесс обучения будет полезно вдвойне.

А для более успешной коррекционной  работы необходимо сотрудничество логопеда с другими специалистами. В первую очередь логопед организует сотрудничество с учителем начальных классов. Он помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребёнка. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) является одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребёнку, поэтому они не должны выступать в ролях, например: «эксперта» и «консультируемого». И тот и другой являются партнёрами в процессе коррекционной работы. Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ваш логопед - Поэтапное описание модели коррекционно Где разместить мастер-класс

Поэтапная работа логопеда ТОГИРРО Рекомендации по взаимосвязи логопеда и
Поэтапная работа логопеда Презентация на тему: Поэтапная работа по исправлению
Поэтапная работа логопеда Поэтапная работа логопеда и воспитателя по
Поэтапная работа логопеда RedCafe Построение выкройки основы реглан
Поэтапная работа логопеда Более 25 лучших идей на тему «Как связать крючком одеяло» на
Поэтапная работа логопеда Болеро, жилеты
Поэтапная работа логопеда ВОПРОС 34.Статистическая закономерность. Статистические
Поэтапная работа логопеда Выездные мастер-классы на праздник и
Поэтапная работа логопеда Вязание игрушек спицами


Похожие новости