Налоговый риск по ндс связан с

Заключение

Научные результаты, основные положения и выводы диссертационного исследования можно условно разделить на ряд взаимосвязанных групп теоретических и практических проблем.

В рамках первой группы исследуемых проблем рассматривается сущность и содержание налоговой политики организации в области налогообложения добавленной стоимости. Понятие "налоговая политика организации" вошло в практику управления организацией в начале экономической реформы. В тот период под налоговой политикой предприятия понималась целая система схем, методов и способов минимизации налоговых платежей, в том числе и не соответствующих законодательству. Это привело к существенным потерям бюджета в следствие совершенных налоговых правонарушений и преступлений и к дискредитации сущности самого процесса налогового планирования в организациях. По мере стабилизации экономических условий деятельности российских предприятий, роста собственного капитала укрепилось цивилизованное понимание налоговой политики организации, которое предполагает баланс интересов государства и организаций на основе объективного соблюдения налогового законодательства, как со стороны организаций, так и со стороны налоговых органов.

По нашему мнению, налоговая политика организации - это часть его финансовой стратегии, представляющей собой совокупность методов и мероприятий регулирующего характера, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, и заключающейся в выборе наиболее эффективного варианта планирования и уплаты налога на добавленную стоимость в целях минимизации соответствующих налоговых рисков.

Процесс управления налогом на добавленную стоимость в системе налоговой политики организации включает формирование учетной политики организации в области налогообложения ее добавленной стоимости, планирование расчетной суммы налоговых платежей по НДС, прогнозирование налоговых рисков организации, связанных с уплатой НДС, и разработку мероприятий по их снижению.

Налоговая политика организации в рассматриваемой нами области налогообложения включает порядок ведения раздельного учета элементов налоговой базы при совершении организацией операций, не облагаемых НДС, при совершении операций, облагаемых НДС по различным ставкам, а также порядок формирования документов, необходимых для подтверждения права на применение налоговой ставки 0%.

Налоговое планирование позволяет предвидеть размеры налоговых платежей к уплате и контролировать правильность их начисления. В случае возникновения новых условий хозяйствования, планирование даёт возможность анализировать налоговые факторы и учитывать их в процессе реализации налоговой политики. Затраты на налоговое планирование должны быть ниже полученной экономии на налогах. Экономия может быть выражена не только в снижении налогового бремени организаций, но и в виде дополнительного эффекта от снижения налоговых рисков, сокращения размера штрафных санкций и т.д. Одной из целей налогового планирования является снижение налоговых рисков и предотвращение ситуаций по неправомерному начислению штрафных санкций со стороны налоговых органов.

Под налоговым риском, мы понимаем особый вид финансового риска, характеризующий возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с изменением налогового законодательства или являющихся результатом деятельности налогоплательщика и(или) действий налоговых органов.

К числу финансовых потерь, связанных с изменением налогового законодательства, можно отнести потери в результате введения новых видов налогов, увеличения размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или налоговых освобождений, изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей. К числу потерь, являющихся результатом деятельности налогоплательщика или действий налоговых органов, можно отнести потери в результате различной трактовки налогоплательщиком и налоговыми органами действующих норм законодательства. Налоговые риски, связанные с изменением налогового законодательства сложно поддаются управлению в рамках налоговой политики организации. Поэтому основное внимание в процессе формирования налоговой политики организации должно уделяться рискам, возникающим в результате действий налогоплательщика и налоговых органов. Эти риски, на наш взгляд, можно классифицировать в зависимости от причин их возникновения на риски по сделкам с сомнительными контрагентами, риски, связанные с различным пониманием норм налогового законодательства налогоплательщиком и налоговыми органами, и риски налоговой оптимизации. Данные риски влекут за собой возникновение таких финансовых последствий для организации как взыскание недоимки по налогу, взыскание пени за несвоевременную уплату налога, взыскание штрафных санкций, неполучение возмещения НДС при нулевой ставке налогообложения, невозможность получения зачета по уплаченному ранее НДС, отказ в получении вычета по НДС и т.д.

В процессе формирования налоговой политики организации в отношении НДС необходимо учитывать специфику данного налога. НДС как косвенный налог обладает свойством переложения. В работе нами рассмотрены варианты простого и сложного, прямого и обратного переложения налога на добавленную стоимость в современных условиях ведения финансово-хозяйственной деятельности организациями. Сложное переложение, предполагающее несколько этапов на протяжении всей цепочки производства и реализации товаров и услуг, свойственно НДС. Под обратным переложением нами в работе понимается процесс, при котором носитель налога перелагает его на налогоплательщика. Для организаций существенным является эффект обратного переложения НДС, тле. он ведет к снижению их прибыли

В диссертационном исследовании определены условия возникновения обратного переложения НДС: в случае освобождения плательщика от НДС он не сможет зачесть уплаченный ранее по приобретенным товарам налог; в связи с отказом в возмещении НДС по экспортируемой продукции; в случаях инфляции, являющейся результатом применения НДС, возможно падение спроса на товар и, соответственно, снижение, прибыли от его реализации.

Учет данных причин при формировании налоговой политики предприятия в отношении НДС позволит прогнозировать нежелательные для организации финансовые последствия обратного переложения НДС и принять необходимые меры по их минимизации или предотвращению.

Налог на добавленную стоимость часто называют "европейским налогом", определяя его роль в развитии западноевропейской интеграции. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены Евросоюза. Общие принципы построения НДС являются универсальными для всех стран, что обеспечивает конкурентные преимущества этого фискального инструмента. Однако способы их реализации на практике имеют свои особенности, определяемые спецификой институциональной среды, бюджетно-налоговых традиций, а также тех стратегических и текущих задач, которые приходится решать национальным правительствам на данном этапе социально-экономического развития. В частности, это находит отражение в дифференциации применяемых в мире ставок налога и льготах по НДС.

Средний уровень ставки в ЕС достаточно высокий примерно 20%. Пониженная ставка НДС представляет собой льготу для некоторых видов налогооблагаемых товаров и услуг. Например, в Германии пониженная ставка в 7%; применяется для продуктов питания (кроме спиртных напитков, а также оборотов кафе, ресторанов, гостиниц), для средств массовой информации, для городского и пригородного общественного транспорта, для оздоровительных, благотворительных, церковных организаций, для произведений искусства и т.д. Наряду с пониженными ставками применяются повышенные ставки налога. Например, во Франции для таких товаров, как автомобили, предметы роскоши и т.п., налоговая ставка составляет 22%. В странах ЕС используются два вида льгот по данному налогу - освобождение от НДС и использование так называемой нулевой ставки. Дифференциация ставок НДС составляет одну из нерешенных в настоящее время проблем, т.к. с одной стороны, является стимулом для развития отдельных отраслей экономики, а с другой, ведет к сложной и нерациональной с административной точки зрения налоговой системе. На практике европейские налоговые органы все больше приходят к выводу, что выгоды от применения множественности ставок не перекрывают издержек административного характера

Вторая группа проблем посвящена исследованию процесса управления налогом на добавленную стоимость российских организаций в рамках формирования и реализации их налоговой политики. Ведущая роль в данном процессе принадлежит налоговому планированию. У специалистов в области налогообложения на сегодняшний день отсутствует единое мнение о содержании налогового планирования в организации. Очень часто это понятие отождествляют с оптимизацией налогообложения или рассматривают его как синоним налоговой политики организации. На наш взгляд, налоговое планирование является материальной основой реализации налоговой политики организации путем разработки и осуществления мероприятий, обеспечивающих достижение целей ее налоговой политики. В качестве приоритетных магистральных направлений налогового планирования организаций нами определены обеспечение невозможности иммобилизации денежных средств на неправомерное налогообложение организации, отвлечения денежных средств на возможные налоговые потери в форме санкций, вернуть которые можно только в судебном порядке.

На практике налоговое планирование сводится к выбору нормы права, наиболее выгодно отвечающей интересам налогоплательщика в применении желаемой модели поведения или отказу от применения той или иной модели поведения, поскольку норма права не позволяет прийти к желаемому результату либо применение ее может привести к негативным последствиям.

Налоговое планирование НДС - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью оптимизации платежей по НДС, а также с целью предотвращения неправомерных санкций со стороны налоговых органов. Развитие института налогового планирования организации оказывает позитивное влияние на развитие хозяйственной деятельности предприятий, расширение его производства, что в конечном счете приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет в результате расширения налоговой базы по НДС.

Налоговая политика организации предполагает выбор налогоплательщиком совокупности допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В работе рассмотрен способы ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций на примере деятельности условного предприятия.

В результате для определения расчетной суммы налоговых платежей по НДС в работе предложена методика, основанная на аддитивном методе расчета, который предполагает определение компонентов добавленной стоимости организации в планируемом периоде (заработной платы, амортизации, налогов и т.д.). Для расчета используются данные управленческого налогового учета, основанные на информации по заключенным договорам с покупателями и поставщиками на планируемый период. Алгоритм расчета- налоговых платежей по НДС следующий. Определяется расчетная сумма добавленной стоимости путем сложения предварительной суммы амортизации, предполагаемых расходов на оплату труда, а также прочих предполагаемых расходов. Полученная сумма добавленной стоимости умножается на ставку НДС. В работе приведен вариант расчета НДС по аддитивному методу, включающий следующие этапы:

- формирование отчета по доходам от реализации, в который включаются все доходы, полученные налогоплательщиком от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

- формирование отчета по всем затратам на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав.

- формирование отчета по расчету добавленной стоимости на основании данных предыдущих двух отчетов. В данный отчет включается выборка по тем счетам и субсчетам бухгалтерского учета, которые являются составляющими добавленной стоимости.

- расчет налога на добавленную стоимость путем сложения всех компонентов добавленной стоимости и умножения полученной суммы на ставку НДС.

При прочих равных условиях НДС, рассчитанный по рекомендуемой нами методике, и НДС, рассчитанный в соответствии с применяемой на практике методикой, должны совпадать. Но это происходит достаточно редко, поскольку существуют суммы, которые включаются в налогооблагаемую базу по НДС, но не включаются в доходы от реализации. Основными причинами расхождения в исчисленном НДС на основании отчета с фактическими цифрами в соответствии с налоговой декларацией являются НДС с суммы поступивших авансовых платежей, НДС с суммы безвозмездной передачи (с суммы внереализационных расходов, не принимаемых для налогообложения прибыли), НДС, начисленный с суммы' СМР для собственного потребления (хозяйственный способ).

Предлагаемая методика расчета НДС позволяет предприятию контролировать правильность начисления налоговых платежей.

Важное место в процессе формирования налоговой политики организации по НДС принадлежит мерам по снижению налоговых рисков организации, связанных с НДС. В работе предложена система мероприятий, направленных на снижение налоговых рисков.

Первая группа рисков, связанных с НДС, включает риски по сделкам с недобросовестными контрагентами организации. Для предотвращения рисков в отношении сделок с недобросовестными налогоплательщиками предлагается осуществление юридического и финансового мониторинга потенциального партнера. Это предполагает проведение мероприятий по проверке юридического статуса организации, ее деловой репутации, экономической состоятельности.

В число обязательных мероприятий по оценке добросовестности контрагента необходимо включить такие мероприятия, как проверка в базе Единого государственного реестра юридических лиц данных о контрагенте, определение места нахождения поставщика по юридическому адресу, по месту государственной регистрации, подтверждение фактов сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности контрагента в налоговые органы.

Вторая группа налоговых рисков - это риски, связанные с различным пониманием норм налогового кодекса государственными органами и налогоплательщиками.

В арбитражной практике накопилось достаточно большое количество дел, связанных с различной трактовкой одних и тех же положений Налогового кодекса работниками организаций и налоговых органов. В работе рассмотрены практические ситуации проявления таких рисков и меры по их предотвращению.

Особое место в системе налоговых рисков занимает риск налоговой оптимизации, под которым понимается возможность обвинения налоговыми органами организации, применившей способ снижения налога, в уклонении от уплаты налога со всеми вытекающими последствиями для организации. В соответствии с существующей концепцией недобросовестного налогоплательщика законодательно не определен статус "добросовестного (недобросовестного) налогоплательщика". Эти понятия введены Конституционным судом РФ и используются в российской судебной практике. Отсутствие законодательной основы в определении "недобросовестного налогоплательщика", широкая его интерпретация на основе этических норм привели к возникновению ситуаций, когда одни и те же действия организаций приводят к прямо противоположным оценкам в судах. Во многих зарубежных странах суды руководствуются специальными концепциями, позволяющими разграничить на практике налоговую оптимизацию и уклонение от налогов. Так, доктрина приоритета существа сделки над ее формой означает, что при наличии у налоговых органов веских подозрений налоговые последствия определяются экономическим существом сделки, а не ее правовой формой. Согласно доктрине деловой цели сделки, любая сделка должна иметь разумную деловую (экономическую, коммерческую) цель. Если сделка не несет в себе такой цели, а направлена лишь на уменьшение налогов, она не признается при исчислении налогов. Уменьшение налогов само по себе деловой целью не признается и совершение сделки не оправдывает. Российские суды уже используют эти доктрины: на выявление разумной цели сделки, проверку ее на предмет фиктивности (соответствие формы содержанию) и согласованности действий поставщиков и покупателей. В работе уточнено понятие необоснованной налоговой выгоды по НДС. В качестве необоснованной налоговой выгоды рассматривается результат действий налогоплательщика, направленных на снижение налоговых платежей, а не на достижение производственных целей организации. Предложено закрепить законодательно признаки необоснованной налоговой выгоды по НДС, в качестве которых рассматриваются: причастность покупателя к построению схемы незаконного изъятия НДС из бюджета; выбор налогоплательщиком недобросовестных контрагентов на систематической основе; отсутствие у сделки разумной деловой цели.

В рамках третьей группы исследуемых проблем определяются у возможные направления развития налога на добавленную стоимость.

В работе рассмотрен ряд дискуссионных вопросов организационно-правового характера исчисления и взимания налога на добавленную стоимость. Особое внимание уделено правомерности включения организациями отдельных элементов в расчет налога на добавленную стоимость в силу того, что перечень сумм, связанных с расчётами по оплате товаров (работ, услуг) содержащийся в Кодексе, является открытым33.

На основе анализа современной арбитражной практики урегулирования проблем формирования налоговой базы по НДС мы пришли к выводу, что полученные плательщиком штрафные санкции по налогу за нарушение хозяйственных договоров не должны участвовать в формировании налоговой базы, поскольку не связаны с расчётами за товары (работы, услуги) и не влияют на их стоимость36. Вследствие того, что неустойка является способом обеспечения обязательства и не является основным обязательством по договору, она не является и оплатой по договору. Штрафные санкции ни при каких обстоятельствах не включаются в добавленную стоимость продукта (ни у производителя, ни у сбытовика) и не увеличивают стоимость продукта. Включение таких сумм в стоимость продукта противоречило бы законам рыночных отношений, поскольку суммы неустоек не являются стоимостью какой - либо деятельности (в широком понимании продукта). Также включение таких сумм в добавленную стоимость приводило бы к неверным макроэкономическим показателям, т.к. включение их стоимости в ВВП или ВНП искажало бы прирост имущества (штрафные санкции ничем не обеспечены) в рамках создания продукта. Кроме того, сам механизм исчисления НДС говорит о том, что от производителя до конечного

35 Ст. 162 НКРФ

36 Ст. 330 ГК РФ потребителя на всех стадиях формирования (продвижения) продукта покупатель возмещает ту часть налога, которую уплатил поставщик. И только часть добавленной стоимости будет оставаться в бюджете. В соответствии с НК РФ по оплаченным штрафным санкциям покупатель не имеет налогового права на вычет сумм НДС. В случае, когда продавец, получая суммы штрафных санкций, исчисляет с них налог и уплачивает в бюджет, а покупатель не может принять к вычету эту сумму, возникает ситуация, когда в бюджет попадает сумма по сути являющаяся не добавленной стоимостью, а чем-то дополнительным. Иначе говоря, искажается сам принцип налогообложения НДС. Поэтому, на наш взгляд, необходимо законодательно исключить из налогооблагаемой базы по НДС суммы штрафных санкций.

Серьезные проблемы существуют у организаций в связи с получением вычетов по НДС.

В общем случае, чтобы принять к вычету «входной» НДС по приобретённым товарам (работам, услугам) не следует увязывать этот процесс с отнесением стоимости приобретённых товаров (работ, услуг) в состав расходов, принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций. Такое требование устанавливается Налоговым кодексом лишь в отношении нормируемых расходов, вычеты НДС по которым осуществляются только в части расходов, принимаемых к вычету при

37 исчислении налога на прибыль организаций . Для всех остальных расходов такого требования в главе 21 НК РФ нет. Поэтому суммы «входного» НДС должны приниматься к вычету, независимо от того, учитывается стоимость приобретённых товаров (работ, услуг) в составе расходов для целей налогообложения прибыли или нет.

Однако налоговые органы практически всегда увязывают право на вычет с тем, учитываются ли те или иные расходы при налогообложении прибыли. Если при проведении налоговой проверки налоговики не

37 п. 7 ст. 171 НКРФ принимают какие-либо расходы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, то автоматически не принимается к вычету и сумма «входного» НДС, относящаяся к этим расходам.

Арбитражная практика свидетельствует, что в большинстве случаев, судьи, признают за налогоплательщиками право на вычет НДС по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении облагаемой НДС деятельности, независимо оттого, учитывается ли их стоимость в составе расходов в целях налогообложения прибыли. Это свидетельствует о необходимости законодательного разделения процесса уменьшения налоговой базы по прибыли и процесса формирования суммы вычета "входного" НДС. Это позволит организациям суммы "входного" НДС принимать к вычету, независимо от того, учитывается ли стоимость приобретённых товаров (работ, услуг) в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

С 01.01.2007г. в Налоговом кодексе появилось новое положение38: при проведении зачёта взаимных требований уплата суммы НДС, предъявляемой налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1,3, 4 ст. 168 НК РФ), осуществляется на основании платежного поручения на перечисление денежных средств.

В налоговом законодательстве понятия «зачет взаимных требований» нет, оно определено в статье 410 Гражданского кодекса (п. 1 ст. 11 НК РФ).

В связи с внесением изменений в п. 4 ст. 168 НК РФ между налоговым и гражданским законодательством появилось разночтение, которое выражается в том, что для проведения зачета в настоящее время необходимо наличие денежных средств на счетах предприятий, а согласно ст. 410 ГК РФ для взаимозачета достаточно заявления одной из сторон.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что требование об уплате НДС деньгами распространяется на случаи, когда контрагенты

38 п. 17 ст. 1, частью 2 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005г. №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской федерации о налогах и сборах» заключают договор мены, договариваются о взаимозачете или расплачиваются ценными бумагами. При этом в законодательстве (п. 4 ст. 168 НК РФ) не указаны такие бартерные сделки, когда по условиям договора в обмен на товар выполняется работа или оказывается услуга. Таким образом, если покупатель по условиям договора должен "заплатить" за товар работой или услугой, НДС деньгами перечислять не надо. К сожалению, в п. 4 ст. 168 НК РФ не указан срок, в течение которого покупатель должен перечислить НДС своему поставщику по товарообменной сделке или взаимозачете. Из чего напрашивается вывод, что налог можно заплатить спустя несколько месяцев или даже лет после оприходования товаров.

На наш взгляд, у процедуры «обмена» НДС между организациями при проведении взаимозачёта, нет экономического основания. Она привнесла разногласия между гражданским и налоговым законодательством. Поэтому необходимо убрать данную норму из Налогового кодекса. Поскольку она создаёт только проблемы компаниям, а на бюджет государства не оказывает никакого влияния.

На наш взгляд, у процедуры "обмена" НДС между организациями при проведении взаимозачёта, нет экономического основания. Она привнесла разногласия между гражданским и налоговым законодательством. Поэтому необходимо убрать данную норму из Налогового кодекса. Поскольку она создаёт только проблемы компаниям, а на бюджет государства не оказывает никакого влияния.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Управление налоговыми рисками, оптимизация Декупаж шкатулки яблока

Налоговый риск по ндс связан с Налог на добавленную стоимость (НДС) ФНС 77
Налоговый риск по ндс связан с Диссертация на тему Налог на добавленную
Налоговый риск по ндс связан с Налоговые риски: методы самообороны
Налоговый риск по ндс связан с Налоговые риски - m
Налоговый риск по ндс связан с 10 Простых фоторамок своими руками
Налоговый риск по ндс связан с Cached
Налоговый риск по ндс связан с Авантюра » Вышивка крестом - клуб любителей вышивки


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ